Наверное ни в одном походе я не встречала такого внимания к фигуре терапевта, к его личности, как в реляционном. Он здесь становится полноправным участником процесса, который оказывает влияние на пациента, на терапию не только своими интервенциями, но и всей своей личностью. В прежние времена это влияние полагалось устранять, сейчас оно, конечно, признается, но предпринимаются попытки всячески его ограничивать. А в этой книге Марода исследует как именно ранняя история аналитиков, их травмы, которые создают неповторимый узор личной уязвимости, влияют на наш выбор терапевтических подходов и техник. Уязвимость аналитика, это то, что создает терапевтическую предпосылку, как я считаю. Как её использовать, как на неё опираться? Думаю, что в этой книге много чего интересного об этом найдётся. Посмотрите только на содержание:
ЧАСТЬ I
Аналитик как личность
1 Ранний опыт аналитика
2 Управление потребностями аналитика
3 Нарциссическая уязвимость аналитика
ЧАСТЬ II
Аналитик как клиницист
4 Конфликт и негативный контрперенос
5 Деконструкция разыгрывания
6 Мифы об эмпатии и зеркальных нейронах
7 Терапевтическое действие
"Мы заново переживаем наше прошлое, когда лечим наших пациентов, получая как удовольствие, так и боль, возвращаясь к эмоциональной сфере, которая может быть до боли знакомой. Кроме того, мы часто отдаем предпочтение теоретическим подходам и вмешательствам, которые иногда слишком легко превращаются либо в повторение нашего собственного прошлого, либо в защиту от переживания этого повторения." Карен Марода "Уязвимость аналитика. Влияние на теорию и практику"
Я начну с того, что я думаю по поводу этой книги. А я думаю, что в ней происходит дальнейшее развитие реляционных идей, ни больше, ни меньше.
Общая логика развития психоанализа от его классических моделей, до реляционных - это все большее признание того, что аналитик участвует в процессе не как сторонний наблюдатель и объективный исследователь пациента, но как субъект, неизбежно включённый в процесс, на пациента влияющий, неизбежно создающий с ним общее поле. Эта логика прослеживается в истории отношения к контрпереносу - от полного запрета аналитику что-то чувствовать к пациенту, до признания неустранимости этих чувств. Следующим шагом было признание неизбежности того, что контрпереносные чувства не могут стопроцентно контролироваться аналитиком и даже того, что аналитик не может по своей воле не втягиваться в бессознательные разыгрывания между ним и пациентом.
Коротко говоря, аналитик все больше признавался человеком, со всеми вытекающими. И курс на сдерживание и подавление в себе этого человеческого постепенно менялся на то, чтобы это все принимать, осознавать и встраивать в нашу теорию и практику.
Марода пишет:
«Что объединяет интерперсональную, реляционную, интерсубьективную теориии, полевые теории и теорию ментализации, так это признание психоанализа и психотерапии не просто как отношений, но таких, которые обязательно включают в себя последовательное взаимное эмоциональное взаимодействие. Этот акцент на необходимости эмоционального участия, пожалуй, является наибольшим изменением не только в аналитическом лечении, но и во всех формах терапии.»Она идёт ещё дальше и предлагает признать ещё один неоспоримый факт: что у аналитика есть потребность получать определенное удовлетворение от пациента. Корни этой потребности идут из ранней истории аналитиков. Марода выдвигает предположение, что у многих (или большинства?) аналитиков матери были депрессивны, и детям приходилось брать на себя роль родителя для своей мамы. Она делится своей собственной историей, о том, что она вынуждена была заботиться о душевном состоянии своей матери. Будучи вынужденными слишком рано принять на себя заботу о другом, такие дети учатся всегда ставить потребности другого на первое место. И профессия терапевта даёт им такую возможность.
Это позиция имеет свои последствия. Многие терапевты стремятся быть хорошими родителями для своих пациентов, не осознавая обиду и гнев за своё отречение от себя.
Очень интересный поворот делает мысль автора, когда она говорит о том, где этот подавленный негатив проявляется. Дальше цитата:
«Начиная с ранних наставлений Фрейда действовать как хирург и заканчивая текущими спорами о любом систематическом использовании самораскрытия, постоянно возникает тема потенциального вреда. С моей точки зрения, этот страх причинения вреда превышает ожидаемую осторожность, порожденную законной профессиональной заботой о том, чтобы поступать правильно по отношению к пациенту.Поскольку большинство аналитиков — очень порядочные, трудолюбивые, преданные своему делу профессионалы, почему такой страх может быть настолько всепроникающим? Я думаю, аргумент Серлза о нашей общей вине имеет большое значение для понимания этого. Все мы знаем, что в наших отношениях с пациентами мы удовлетворяем некоторые личные потребности, даже если они на каком-то уровне подавляются. Не вызывает ли скрытое знание об этой личной выгоде столько чувства вины и стыда, что нам нужно переоценивать свою роль не только как «достаточно хороших» опекунов, но и как самоотверженных гуманитариев (Orange, 2016)? Более того, в какой степени этот страх причинения вреда пациентам является реактивным образованием в ответ на подавленный гнев, который возникает из-за нашей внутренней установки ставить других на первое место? Хотя из литературы совершенно очевидно, что наш страх причинения вреда существенен, мало кто обсуждает, почему это так.»И ещё:
«По этой теме Prodgers (1991) цитирует Storr (1979): Неподтвержденные данные указывают на высокую распространенность депрессивных матерей среди стажеров-психотерапевтов, которые приобрели чувствительность, оценивая настроение матери. Они также учились ставить свои собственные чувства на второе место по отношению к её чувствам — еще одно необходимое условие для терапевта. Предъявление требований часто приводит к чувству вины и страху причинить вред другим в отношениях. Ставить других на первое место — безопасный вариант, но это неизбежно означает подавление агрессии.» (стр. 146–147)
Лично мне все очень отозвалось и с моей личной историей и с выбором профессии согласуется. И ещё я ощущаю большую личную выгоду от реляционного психоанализа, потому что именно там почувствовала возможность как-то разместить в кабинете что-то свое человеческое, которое было непонятно куда девать, да ещё и делать это с пользой для терапии. Это про мое личное удовлетворение от реляционного психоанализа.
Напомню, что Карен Марода фокусируется в своей книге на том, что редко обсуждается и рефлексируется аналитиками и терапевтами: какие личные потребности привели нас в профессию? Какие свои потребности и как удовлетворяет аналитик в процессе терапии?
То есть по сути, она переходит из ограничивающего подхода к рефлексирующему. Ограничивающий подход основан на том, что аналитику что-то запрещается: что-то чувствовать к пациенту, выражать ему эти чувства, участвовать в бессознательных разыгрываниях, по крайней мере стремиться к этому. Запрет не устраняет феномен сам по себе, но переводит его в разряд нелегальных, уводит в тень, создаёт зоны стыда для аналитиков.
Мы привыкли также к тому, что в терапии работаем только для пользы клиента. Строго запрещёно аналитику удовлетворять свои потребности в терапии. Карен Марода считает, что больше смысла не в запретах, а в осмыслении и осознании того, что мы не в состоянии искоренить. Поэтому она предлагает исследовать удовлетворение аналитика в его работе. Да не закидают меня сейчас камнями все этические комитеты! Речь здесь не об этике, а о неустранимых феноменах, которые разумнее не запрещать (а значит закрывать на них глаза), а иметь ввиду.
Послушаем как об этом говорит Марода:
«Никакие отношения, какими бы асимметричными они ни были, не могут выжить без некоторого приспособления к потребностям других. Вопрос, который я рассматриваю в этой книге, заключается в том, как мы можем инкорпорировать признание и включение наших потребностей в модель, которая сохраняет основной акцент на оказании помощи пациенту.»«Практически нет места для представления о каком-то уровне личной выгоды для терапевта как о нормальном, здоровом и неизбежном, даже несмотря на то, что все мы испытываем это на регулярной основе. Мало кто признает и то, что мы также будем регулярно испытывать скуку, незаинтересованность, отчуждение, злорадство, гнев, отвращение и стыд.»Дальше Марода критически подходит к известной формуле Биона, о том, что аналитику следует настраиваться на пациента «без памяти и желания». Интересно было бы услышать, что думают об этом последователи Биона. А пока послушайте Карен:
«Еще более важным является признание того, что мы не лишены памяти или желания. Какой бы поэтичной и привлекательной ни была знаменитая фраза Биона, я думаю, что это нереалистичный подход к лечению. Я ценю, что его рецепт был направлен на поощрение восприимчивости, а не на отрицание наших личных предубеждений и потребностей. Тем не менее, его слова часто воспринимаются более буквально, отрицая значительные обстоятельства, которые препятствуют реальному существованию такого положения дел.Даже будучи вдохновляющей концепцией, это приносит больше вреда, чем пользы, поскольку направляет мышление аналитика в неправильную сторону. Вместо того чтобы стремиться не иметь никаких потребностей или желаний, нам было бы полезно ожидать их наличия и работать над тем, чтобы осознавать эти потребности.»И дальше:
«Стремление преодолеть примитивные чувства обиды, страха, отчаяния, безнадежности и ярости приводит только к необходимости отрицать эти чувства или пытаться подавить их, когда они возникают.»Закончить я хочу словами Сирлза, которые цитирует Марода и этим добавляет ещё одно звено в цепочку недостижимых целей аналитика (напомню их - не испытывать чувств к пациенту, можно испытывать, но нельзя проявлять, контролировать свои чувства и не допускать их отыгрывание в отношениях с пациентом, не удовлетворять свои потребности в этих отношениях)
И вот ещё звено:
«Я предполагаю, что искреннее принятие пациента - еще одна недостижимая цель.»«Незнание» и пассивность аналитикаМарода пишет что если раньше аналитик представлялся как «арбитр реальности», то сейчас акцент сместился на аналитика, как незнающего. Она снова подмечает тут уклон в дихотомию, когда отрицание одного полюса приводит к слишком сильному крену в другой:
«Это не означает, что аналитик не вовлечен и не прилагает усилий, чтобы понять пациента и процесс; скорее, это утверждение отражает переход от знания и авторитета к возвышенной позиции “незнания”. Возвышение “незнания” проистекает из убеждения, что у нас очень ограниченная способность осознавать либо то, что мы чувствуем, либо то, что чувствует пациент. Моя позиция заключается в том, что то, что начиналось как похвальное неприятие аналитика как всезнающего и привело к более скромному осознанию наших ограничений, теперь стало настолько всеобъемлющим, что отбивает у аналитиков охоту претендовать на какие-либо реальные знания или навыки.»С позицией «незнания» перекликается характерная, как считает Марода, пассивность аналитиков. И она снова ищет корни этой пассивности в раннем развитии специалистов, включая в анализ и свою личную историю.