Первый в России учебный курс по реляционному психоанализу.
Проект работает с 2020 года.
Мы приглашаем для участия в программе практикующих психоаналитиков и специалистов других модальностей с опытом работы от двух лет, тех, кто рассматривает отношения как основной терапевтический фактор. Важным является наличие личной терапии (в том числе опыт групповой терапии) и супервизии.

Наша программа отличается тем, что ее цель – не просто дать знания. Она направлена на формирование у специалистов реляционного мышления, развитие чувствительности к интерсубъективному полю. Эти задачи решаются за счет интерактивного формата занятий как в рамках теоретических модулей, так и на практикумах. Практикум — это уникальный формат, в котором моделируется атмосфера неопределенности терапевтической сессии. При этом многие теоретические понятия раскрываются именно через проживание, изнутри. Например, разыгрывание, диссоциация, признание, диалектическое напряжение между связанностью и раздельностью, уязвимость.

Таким образом участники получают опыт, который становится их внутренним инструментом: способность выдерживать неопределенность, выходить из диссоциативных разыгрываний, оставаться в контакте со своими чувствами, опираться на собственную уязвимость и использовать свою чувствительность как ориентир в терапевтическом процессе.

Одной из задач мы ставим создание такой среды, где наша инаковость воспринимается как ценность, где важны мнение и опыт каждого, а не только «авторитетов», например, преподавателей. Это принципы множественности и эгалитарности, которые мы берем из реляционного психоанализа и на основе которых строим наше сообщество.
Данный курс не участвует в программах профессиональной сертификации.
Курс состоит из 5 модулей.

Каждый модуль начинается с теоретической двухдневки (суббота-воскресенье) и продолжается практикумом - еженедельными занятиями продолжительностью продолжительностью 2 астрономических часа. Практикум проводится в малых группах и включает в себя семинары по статьям реляционных авторов (переводы статей предоставляются заранее), супервизии, проработку групповой динамики.

Общая продолжительность курса: 145 академических часов.
Время проведения: с октября по июнь.
Формат: занятия проводятся на платформе Zoom.
Авторы и преподаватели курса
  • психолог-психоаналитик, реляционный аналитик
    член Международной Ассоциации Реляционного Психоанализа и Психотерапии (IARPP), основатель Ассоциации специалистов в области реляционного психоанализа и психотерапии (АСОРПП)
  • психотерапевт-психоаналитик, реляционный аналитик
    член Международной Ассоциации Реляционного Психоанализа и Психотерапии (IARPP), основатель Ассоциации специалистов в области реляционного психоанализа и психотерапии (АСОРПП)
  • психолог-психоаналитик, реляционный аналитик
    член Международной Ассоциации Реляционного Психоанализа и Психотерапии (IARPP), основатель Ассоциации специалистов в области реляционного психоанализа и психотерапии (АСОРПП)
Программа курса

Модуль 1. Истоки реляционной перспективы в психоанализе

  • История концепта отношений в психоанализе
  • Шандор Ференци и его влияние на реляционное течение
  • Интерперсональное направление как альтернатива классической теории
  • Основные концепты интерперсональной теории Г. Салливана
  • Теория объектных отношений и её роль в становлении реляционной традиции
  • Философско-методологическая база реляционного психоанализа
  • Социальный конструктивизим Ирвина Хоффмана

Модуль 2. Психология двух персон

  • Концепт переноса/контрпереноса в исторической перспективе
  • Конструктивизм и контекстуализм в реляционном подходе
  • Развитие идеи интерсубъективности в психоаналитических теориях
  • Интерсубъективный (контекстуально-феноменологический) психоанализ Р. Столороу и Дж. Атвуда. Влияние психологии самости Х. Кохута. Интерсубъективная теория Дж. Бенджамин
  • Реляционный поворот в психоанализе: переход от психологии одного человека к психологии двух людей
  • Деконструкция основных понятий психоанализа

Модуль 3. Полевые модели в психоанализе. Реляционная модель развития

  • Теории поля в психоанализе. Полевые модели В. и М. Баранже, А. Ферро
  • Идея аналитического третьего в понимании Т. Огдена и Дж. Бенджамин
  • Реляционный психоанализ как радикальная теория поля
  • Реляционная модель развития - взгляд через призму теории нелинейных динамических систем
  • Модели развития Луиса Сандера и Дэниэла Стерна
  • Эмоциональная регуляция в отношениях

Модуль 4. Основные теоретические и клинические концепции реляционного психоанализа

  • История концепта диссоциации. Понимание диссоциации в реляционной перспективе
  • Реляционная теория травмы
  • Стыд как центральный аффект интерсубъективного взаимодействия
  • Концепт разыгрывания в реляционном психоанализе
  • Терапевтический смысл разыгрывания
  • Цели терапии и терапевтическое действие в реляционном подходе
  • Терапевтическая позиция аналитика в реляционном подходе

Модуль 5. Терапевтический процесс. Критика Реляционного психоанализа

  • Разыгрывание и самораскрытие в терапевтическом процессе, их терапевтический смысл
  • Способы ориентации терапевта в интерсубъективном поле. Реляционная чувствительность
  • Трудности перехода на реляционную позицию, основные страхи и тревоги терапевтов
  • Реляционный психоанализ как антишкола
  • Критика реляционного психоанализа
  • Основные компетенции реляционного психоанализа

От года к году программа развивается и наполняется новыми темами. Более подробную и актуальную информацию вы можете запросить у преподавателей курса.

Прием на курс проводится через собеседование.


Для записи на собеседование, а также по всем интересующим вопросам можно связаться с преподавателями курса:


Золотарева Ирина: iz-psy@yandex.ru

Каргальцев Денис: onedenmore@gmail.com

Панченко Татьяна: panchenkote@gmail.com

Отзывы о проекте