Доннел Стерн - выходец из интерперсонального психоанализа
Доннел Стерн - реляционный психоаналитик интерперсонального толка, его становление проходит в атмосфере интерперсонального психоанализа, что, в свою очередь, формирует его мировоззрение и понятийный аппарат.
В этой школе были обучены многие коллеги Д. Стерна, которые впоследствии будут называть себя реляционными психоаналитиками. За три или четыре года до Д. Стерна Стив Митчелл прошел обучение в интерперсональном подходе, и он всегда говорил, что интерперсональный психоанализ оказал важнейшее влияние на реляционный и стал его компонентом. На текущий момент, где бы ни преподавался реляционный психоанализ, интерперсональный психоанализ преподается как его часть. Среди других современных авторов, которые пришли к тому, чтобы идентифицировать себя, как одновременно интерперсональные и реляционные и ранее были обучены, как интерперсональные, - Марк Блехнер, Филип Бромберг, Сандра Бюхлер, Дарлин Эрленберг, Джей Гринберг и Ирвин Хирш.
Как указывает Д. Стерн в статье "Несформулированный опыт и реляционный поворот в психоанализе", 2019 г., неформальное различение (иногда сущностное, иногда – политическое) по-прежнему присутствует между реляционными аналитиками, которые идентифицируют себя как интерперсональные, и теми, кто укоренен в других школах психоанализа (психоанализ Самости, классический фрейдистский психоанализ). Д. Стерн придерживается позиции, что интерперсональный психоанализ по-прежнему остается самостоятельным направлением и считает себя как интерперсональным, так и реляционным психоаналитиком. Он является соавтором 4-х книг по интерперсональному психоанализу, в которых интерперсональная перспектива последовательно рассматривается от момента своего зарождения до текущего дня.
Как Доннел Стерн пришел к разработке теории несформулированного опыта?
На заре карьеры Д. Стерна будоражила идея З. Фрейда о власти Бессознательного в жизни людей. В то же время то, что происходило в тогдашней классической психоаналитической теории и практике казалось ему по сути своей безнадежным. Повсеместное использование стандартной психоаналитической техники, интерпретация как единственно возможное терапевтическое действие, преувеличенная нейтральность аналитика, ставящая под запрет любую вовлеченность, все это его разочаровывало и подталкивало к поиску чего-то иного. Стерну казалось, что существующая политика, царящая в психоаналитическом сообществе того времени, обкрадывает аналитическую ситуацию, лишает ее живости и человечности.
В то же время Д. Стерн восхищался фокусом интерперсональных психоаналитиков на межличностном взаимодействии, в нем он видел ключ к решению многих загадок. Таким образом, уже тогда Стерн понимал, что не хочет мыслить классически, но при этом он не имел точной альтернативы. Он скорее следовал своим интересам, надеясь, что точность мышления со временем придет. Анализируя свои мотивы в ретроспективе, Д. Стерн отмечает, что стремился к теории бессознательного, которая бы одновременно учитывала величественную власть бессознательного, описанного Фрейдом, и при этом признавала бы конструктивность межличностных отношений:
"Я хотел сформулировать теорию бессознательного, которая концептуализирует и выдвинет вперед не только несомненную значимость того, что описал Фрейд (и фрейдисты), что проявляется в нас каждый момент. Я хотел, чтобы эта теория также осветила мощную конструктивную силу контекста отношений. Я начал чувствовать, что бессознательное содержание лучше всего понимается не через символические репрезентации, которые искажаются или скрываются, но скорее как потенциальный опыт и то, чем этот опыт может стать. Со временем я назвал эту идею «несформулированным опытом» (Stern, 1983, 1997) и описал рассматриваемый феномен как неясный, глобальный и аффективно заряженный".
Работа над теорией несформулированного опыта заняла у Д. Стерна много лет. Если попытаться перечислить источники, вдохновившие его на ее создание, то среди них несомненно будут:
1. Теория бессознательного З.Фрейда;
2. Интерперсональный психоанализ, и прежде всего, идеи Г.С. Салливана (идея поля, модусы сознания);
3. Наследие академической психологии настоящего и прошлого (здесь и Анри Пуанкаре, размышляющий над тем, как происходит мыслительный и творческий процесс и предложивший одну из первых моделей инсайта, это и дедушка психологической науки - У. Джеймс с теорией потока Сознания, это Фредерик Бартлетт, изучающий загадки памяти, Джером Брунер, чей интерес - человеческое мышление, и наш современник, когнитивный психолог - Ульрик Найссер, автор работы "Познание и реальность");
4. Философия в лице, прежде всего, Мерло-Понти, Хайдеггера, ГАдамера и Бергсона. Философия очень сильно повлияли на Д.Стерна, не будет преувеличением назвать его философчтвующим психоаналитиком;
5. Эмерджентность собственного опыта Д. Стерна. Сам он говорит об этом так:
"У меня также была личная причина, чтобы развивать эти идеи. Оглядываясь назад, я вижу, что еще до психоаналитического обучения у меня всегда было ощущение эмерджентности моего собственного опыта, чувство, что то, что я думаю и чувствую, возникает в моем сознании из какого-то менее артикулированного состояния".
Интерперсональное/реляционное поле (ИРП)
Д. Стерн мыслит в рамках полевой модели. Здесь он выступает в качестве верного последователя Г.С. Салливана. Именно Г.С. Салливан вводит понятие поля в психоанализ, это происходит в период с 1920 по 1940 годы. Для Салливана межличностное поле — это непрерывный, неизбежный социальный аспект человеческой жизни. Это не психоаналитическая концепция, а вездесущая, конкретная, эмпирическая реальность, социологический и психологический факт, который пронизывает и помогает конституировать каждый момент жизни каждого человека. Человек не имеет возможности существовать за пределами поля. Даже когда он остается один, он является продуктом межличностных полей, в которых он появился и жил, и его опыт продолжает черпать смысл из полей, к которым он когда-либо принадлежал. Соответсвенно, в системе отсчета Салливана психотерапевт не может избежать создания поля с пациентом, а затем и участия в нем. Психотерапевтический опыт состоит в том, чтобы иметь возможность наблюдать природу своего участия в общении с пациентом и вмешиваться в процесс взаимодействия на основе этих наблюдений.
Д. Стерн написал несколько статей, посвященных теории поля в психоанализе, в том числе, - это статьи-ответы коллегам, в которых Стерн скрупулезно описывает отличие ИРП модели (или как ее еще называют, Североамериканской модели) от других моделей (Южноамериканской, созданной супругами Баранже и постБионианской теории поля (BFT), которую в современном психоанализе представляют такие известные современные психоаналитики, как А.Ферро и Д.Чевитарезе).
Первое и ключевое отличие ИРП, по Стерну,- это то, что поле включает не только психические репрезентации опыта, но и поведение участников, их действия, и их взаимодействия. Поле в ИРП модели - это и внутренее, и внешнее. И все эти компоненты формируют и переформируют поле. Поле - это нечто, что постоянно пересматривается ее участниками. Не только внутрипсихическая динамика, которую пациент и аналитик привносят в свои отношения, определяет их опыт друг с другом. Поле является уникальным творением, а не простым аддитивным сочетанием индивидуальной динамики; в конечном счете, именно поле определяет, что люди, которые находятся в процессе совместного созидания, могут иметь в присутствии друг друга. Именно поле определяет, что будет диссоциировано, и что будет сформулировано, когда воображение станет возможным и когда участники будут заперты в стереотипных описаниях своих взаимных переживаний. Каждый раз, когда один участник меняет характер своего участия в поле, возможности для опыта другого человека также меняются... Поле является единственным соответствующим контекстом. При этом Стерн отмечает, что все, что делают и говорят аналитик и пациент - это не только участие в поле, но и символическая репрезентация этих событий. Любой момент клинического взаимодействия можно рассматривать с любой точки зрения. Слова - это и символы сами по себе, продукты процесса, и действия, события, требующие участия. Терапевт движется от попытки понять отношение содержания сеанса к его процессу к попытке понять отношение процесса к его содержанию. В современной концепции ИРП важнейшим свойством поля является его динамическая, конститутивная функция. Именно поле формирует опыт и поведение его участников. В таком ключе меняется и взгляд на интерпертацию. Интерпретации являются результатом движения в межличностном поле, они открывают новую свободу мысли и чувства. Движение полей создается участниками совместно, без сознательного намерения. Как отмечает Д.Стерн, интерпретации на самом деле не создаются разумом аналитика независимо, а являются голосом поля.
Эмерджентность - чувство появления
В статье "Несформулированный опыт и реляционный поворот в психоанализе", 2019 г., Стерн пишет, что одним из определяющих факторов того, что он развивал свою теорию несформулированного опыта - была эмерджентность его собственного опыта. Возникающие свойства всего живого всегда очаровывали Стерна.
Эмерджентный характер опыта сталкивает нас с тем, что мы не можем предсказать или проконтролировать этот процесс, опыт приходит к нам сам. Все, что остается нам, - это либо принять этот опыт, либо отклонить его. Мы не знаем, что именно почувствуем или подумаем в каждый новый момент времени. Наиболее ярко феномены эмерджентности представлены в жизнеописаниях великих людей. Вот Дмитрий Менделеев видит во сне свою периодическую систему. Вот Рене Декарт идет по коридору, и вдруг ему в голову снисходит идея аналитической геометрии. Мог ли он знать минутой ранее, что эта мысль придет к нему в голову? Почему именно к нему, и именно в этот момент? Как мы знаем, сам Р. Декарт объяснял такие вещи Божьим провидением.
Д. Стерн различает два типа эмерджентности опыта. Эмерджентность в 1-м лице: когда человек находится наедине с собой и переживает определенные чувства и мысли в ответ на происходящее в окружающем мире, это то, что каждый нас испытывал, читая художественный роман, рассматривая полотно художника или слушая музыку, например. Второй тип эмерджентности - это эмерджентность в 3-м лице: это тот опыт, который возникает при встрече двух и более людей. Сюда можно отнести все те феномены, которые рождаются в поле.
Непрошенность опыта
Опыт - всегда сюрприз, мы его не приглашаем. Сознательные намерения здесь имеют мало отношения к процессу. Каждый, кто занимается психоанализом или иной психотерапевтической практикой, наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда во время сессии с клиентом появляются чувства и мысли, которые могут казаться нам странными. Они словно загадка встают между нами (терапевтом и клиентом).
Иногда то, что приходит к нам, нам нравится, мы идентифицируем этот опыт как часть себя, мы чувствуем даже, что сами его создали. Но иногда это вовсе неприятные находки. И мы часто имеем дело с этим в своем кабинете.
Д. Стерн верит в то, что психоанализ и психотерапия - это эмерджентные процессы, процессы, которым присущи феномены возникновения: "Я считаю, что это лучшее описание клинических явлений. Все живое кажется возникающим. Я думаю об этом так: в каждый момент времени каждого из нас двое. Один живет настоящим моментом, а другой (всегда входящий в Бытие) сможет дать сознательное представление некоторой части действия этого живого момента, но что важно, никогда эти двое не становятся единым, даже, если оба принадлежат к одному самосостоянию. То есть, никогда тот, кто живет моментом, и тот, кто чувствует и может описать это "живое" не пересекаются во времени".
В этом месте размышлений Д. Стерна мы наиболее близко приближаемся к его теории несформулированного опыта. Мы можем жить бессознательно, следуя унаследованным ранее схемам и моделям, но в какой-то момент смысл происходящего может родиться в нашей голове. Произойдет это или нет зависит от множества факторов, случайных и неслучайных.