Термин «интерсубъективность» привлек внимание психотерапевтов как понятие, отражающее сложную природу взаимного влияния людей в отношениях. Он оказался особенно созвучен исследователям, опирающимся на теорию систем и теорию поля, стремившимся преодолеть индивидуализм в психологии [10]. В настоящее время интерсубъективность представляет собой сложное и многозначное понятие, интерпретация которого варьируется у разных теоретиков.
Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль первым начал серьезно размышлять о проблеме интерсубъективности — то есть о том, как возможно общее, разделяемое понимание мира между разными людьми. В «Картезианских размышлениях» (1931) он попытался преодолеть солипсизм (замкнутость сознания на самом себе) своих ранних работ, введя интерсубъективность как условие возможности объективной реальности [1]. Гуссерль предположил, что мы понимаем существование другого человека по аналогии с собой. Мы видим человеческое тело, похожее на наше, и предполагаем, что с ним связано такое же сознание, переживания и чувства, как и у нас.
Хотя Гуссерль и добавил в познаваемый человеком мир других людей, его модель оставалась очень абстрактной и односторонней. В его системе «Другой» — это, по сути, всего лишь копия моего «Я», которую я мысленно конструирую. В ней не было места для настоящего диалога, взаимного влияния, столкновения разных взглядов и того, как «Другой» может меня изменить. «Другой» оставался объектом моего мышления, а не самостоятельным, живым субъектом, который активно воздействует на меня.
Ученики Гуссерля - Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер - пытались дополнить теорию интерсубъективности своего учителя, но преуспели лишь частично. В их трудах, а это были работы по экзистенциализму и онтологии, «Другой» уже влиял на субъекта, но чаще он представлялся как угрожающий существованию субъекта своим собственным бытием, и задачей человека было сохранить свое «Я» в противостоянии с миром «Других» [2,3]. Тут вспоминается фраза из пьесы Сартра: «Ад - это другие». Это была индивидуалистическая и пессимистическая точка зрения, которая, вероятно, отражала дух середины XX века с его мировыми войнами и страданиями миллионов людей.
Французский философ Морис Мерло-Понти уже в послевоенное время внес неоценимый вклад в эволюцию теории интерсубъективности, сместив фокус с «мыслящего субъекта» на «чувствующее и действующее тело» [4]. По его мнению, мир, сознание и тело тесно взаимосвязаны, и именно тело является нашим проводником в мир. Он утверждал, что сознание — это не «я мыслю», а - «я могу». Мы не пассивные наблюдатели, а активные участники. Мир и наше «Я» постоянно взаимно создают и формируют друг друга через наши действия в мире.
Мы видим здесь истоки современной эпистемологии: познание не есть мысль, познание есть действие. Мир, который я познаю, создается моими действиями в нем. И, так как «Я» - тоже часть этого мира через тело, то мое «Я» создается в процессе моего взаимодействия с миром. Субъект и объект не могут быть разделены без нарушения целостности опыта. Впервые звучит тема взаимного влияния, являющаяся ключевой для современной теории интерсубъективности [5]. А пессимизм преодолевается через творческое отношение к миру, который одновременно создан и открыт самим субъектом. Вместе с другими французскими феноменологами Мерло-Понти оказал большое влияние не только на современную философию, но и на психологию и психоанализ [6].
Фрейд не использовал концепцию интерсубъективности в своих теориях, так как в первой половине XX века феноменология и метапсихология исключали друг друга. Стремясь представить психоанализ как науку, он предлагал аналитикам быть объективными и невовлеченными исследователями психики пациента. Понадобилось время, чтобы феноменологи открыли для себя тело, а психоаналитики заговорили о ценности встречи двух разумов.
В 50-60-х годах XX века свое понимание интерсубъективности предложил французский философ и психоаналитик Жак Лакан, который на основе структурной лингвистики создал свою версию фрейдовского психоанализа. «Бессознательное структурировано как язык.» - заявил он [8]. И интерсубъективность также реализуется через язык. Язык допускает различие точек зрения и интересов и спасает нас от борьбы за власть. Такая языковая интерсубъективность (или символический порядок, которому должны подчиняться субъекты), сильно отличается от телесной интерсубъективности Мерло-Понти, в которой субъекты создают и открывают друг друга и мир. Но сама идея подчинения чему-то большему, чем «Ты» или «Я», сохранилась в современной теории интерсубъективности. Только вместо подчинения предлагается капитуляция – уже не только и не столько языку, а вообще всему тому, что может происходить в отношениях.
Феноменология и психоанализ стали сближаться в 70-х годах на основе постмодернистской философии, которая в целом подорвала веру в достоверность любых больших теорий [7]. Деконструкция и анализ дискурса сделали любое знание относительным.