Автор: Сергей Змитрович
Для разбора я использовал виньетку “И Вообще, Чья Это Зависть?” Линн Квалвассер, опубликованную в журнале Psychoanalytic Dialogues.
Рассмотрели проживание обоюдного чувства зависти, которое присутствовало и подавлялось в отношениях между клиентом и терапевтом. Описанный в виньетке путь оказался драматичным. Долгое время клиентка обесценивала работу аналитка, чтобы хоть как-то избавиться от чувства зависти и нуждаемости в сильной, спокойной материнской фигуре. Аналитик, в свою очередь, не могла долгое время справиться с завистью к социальному успеху и семейному счастью клиентки. Все это приводило к диссоциации этого чувства и создавало дистанцию в отношениях.
Я решил попробовать проиллюстрировать, что происходит в терапевтических отношениях, когда зависть диссоциируется. Например, это можно сделать с помощью реляционной матрицы Стивена Митчелла.
Рассмотрели проживание обоюдного чувства зависти, которое присутствовало и подавлялось в отношениях между клиентом и терапевтом. Описанный в виньетке путь оказался драматичным. Долгое время клиентка обесценивала работу аналитка, чтобы хоть как-то избавиться от чувства зависти и нуждаемости в сильной, спокойной материнской фигуре. Аналитик, в свою очередь, не могла долгое время справиться с завистью к социальному успеху и семейному счастью клиентки. Все это приводило к диссоциации этого чувства и создавало дистанцию в отношениях.
Я решил попробовать проиллюстрировать, что происходит в терапевтических отношениях, когда зависть диссоциируется. Например, это можно сделать с помощью реляционной матрицы Стивена Митчелла.

Вообще-то сам С. Митчелл придумал её для того, чтобы интегрировать идеи разных психоаналитических традиций в единую реляционную теорию. Митчелл смог увидеть, что существующие теории дополняют друг друга, хотя и делают акцент на разных аспектах. Фэйрберн — на полюсе объекта, а Салливан и Боулби занимались природой паттернов поведенческих взаимодействий.
Все эти теории, крутятся как конфетти в голове аналитика, пока он работает. Представить самому себе, увидеть объемную картинку происходящего, с теоретической точки зрения, довольно сложно. Я использовал реляционную матрицу Стивена Митчелла для того, чтобы описать что происходит в терапевтических отношениях, когда зависть диссоциируется.
Полюс межличностных отношений: поверхность обсуждений, хвастовство, желание стать объектом для зависти, чтобы другой начал признавать и восхищаться. Наступает “крах языка” - это когда, чтобы я не говорил, на самом деле я не это хотел сказать, а то, что я хочу сказать, я не могу произнести. Я что-то говорю, но все “не то”. Ощущается попытка не замечать, отрицать различия или они чрезмерно преувеличиваются. Взаимное обесценивание ( ценное что есть в тебе, на самом деле не такое уж и ценное).
Полюс Самости. Внутренние переживания: изолированность, пустота, отсутствие мыслей и чувств ничтожность, беспомощность. Фантазии о всемогуществе, раздражение, усталость.
Полюс объектных отношений: оценочное, чаще всего негативное восприятия себя и другого, кто-то обязательно должен быть плохим или терапевт или клиент. В экзистенциальном измерении такие отношения ощущаются как бессмысленность. Переживается как бессмысленная трата времени и отчуждение.
Выйти из ситуации удалось, когда в работе возникла необходимость работать с завистью клиентки опосредовано, в контексте других её отношений. В этом случае терапевт могла работать с завистливой агрессией, не сталкиваясь с ней напрямую. Это открыло терапевту глаза на то, как сильно клиентка нуждалась в ней. Это позволило ей дарить теплые чувства. То, что раньше казалось враждебным и агрессивным, теперь воспринималось как выражение потребности, желание контакта с аналитиком, который мог бы с состраданием отреагировать на потребность в утешении.
В отличие от чистой кляйнианской трактовки зависти, как агрессивного чувства и желания уничтожить объект, с реляционной точки зрения, зависть и агрессия - это прежде всего выражение потребности в близости и состояние чрезвычайной уязвимости, которого человек пытается избежать с помощью обесценивания и агрессии. Постепенно из состояния изолированности, стыда и вины, клиент и терапевт подходили к тому, что зависть может быть взаимной и является важным мотивирующим фактором движения навстречу друг другу.
Все эти теории, крутятся как конфетти в голове аналитика, пока он работает. Представить самому себе, увидеть объемную картинку происходящего, с теоретической точки зрения, довольно сложно. Я использовал реляционную матрицу Стивена Митчелла для того, чтобы описать что происходит в терапевтических отношениях, когда зависть диссоциируется.
Полюс межличностных отношений: поверхность обсуждений, хвастовство, желание стать объектом для зависти, чтобы другой начал признавать и восхищаться. Наступает “крах языка” - это когда, чтобы я не говорил, на самом деле я не это хотел сказать, а то, что я хочу сказать, я не могу произнести. Я что-то говорю, но все “не то”. Ощущается попытка не замечать, отрицать различия или они чрезмерно преувеличиваются. Взаимное обесценивание ( ценное что есть в тебе, на самом деле не такое уж и ценное).
Полюс Самости. Внутренние переживания: изолированность, пустота, отсутствие мыслей и чувств ничтожность, беспомощность. Фантазии о всемогуществе, раздражение, усталость.
Полюс объектных отношений: оценочное, чаще всего негативное восприятия себя и другого, кто-то обязательно должен быть плохим или терапевт или клиент. В экзистенциальном измерении такие отношения ощущаются как бессмысленность. Переживается как бессмысленная трата времени и отчуждение.
Выйти из ситуации удалось, когда в работе возникла необходимость работать с завистью клиентки опосредовано, в контексте других её отношений. В этом случае терапевт могла работать с завистливой агрессией, не сталкиваясь с ней напрямую. Это открыло терапевту глаза на то, как сильно клиентка нуждалась в ней. Это позволило ей дарить теплые чувства. То, что раньше казалось враждебным и агрессивным, теперь воспринималось как выражение потребности, желание контакта с аналитиком, который мог бы с состраданием отреагировать на потребность в утешении.
В отличие от чистой кляйнианской трактовки зависти, как агрессивного чувства и желания уничтожить объект, с реляционной точки зрения, зависть и агрессия - это прежде всего выражение потребности в близости и состояние чрезвычайной уязвимости, которого человек пытается избежать с помощью обесценивания и агрессии. Постепенно из состояния изолированности, стыда и вины, клиент и терапевт подходили к тому, что зависть может быть взаимной и является важным мотивирующим фактором движения навстречу друг другу.